Top.Mail.Ru

Инклюзивное образование в школе — что это такое и его определение в российском законодательстве

Многие родителя задаются вопросом: «Что такое инклюзивное образование?».

Его название произошло от французского «Inclusif», что означает «включающий в себя» и латинского «Include» — «Вовлекаю».

В России о таком типе обучения заговорили в 80-90-х, а первая общеобразовательная школа появилась в 1991 году.

...

Оглавление:

Что такое инклюзивное образование

Главный принцип инклюзии – равенство абсолютно всех людей вне зависимости от их физических возможностей.

Долгое время все дети с ограниченными возможностями обучались только в специальных закрытых учреждениях.

Это не позволяло им полноценно адаптироваться и приводило ко многим проблемам особенно при общении.

Стоит отметить: трудности возникало и со стороны общества: например, дети нередко издевались над инвалидами, не желая признавать в них равных.

Первые разговоры о необходимости изменения системы образования и в особенности коррекционных школ начались еще в начале XX века. В СССР за изменение системы образования выступал известный психолог Выгорский. Он считал, что замыкание детей с ограниченными возможностями в коррекционной школе, где все построено вокруг его болезни, негативно сказывается на его восприятии жизни: дети обучаются только видеть свою особенность, а не учатся жить в обычном обществе.

В 1940 году в Шотландии было создано кэмхиллские сообщества и школы, которые воспитывали детей в соответствии с их потенциальными возможностями, не разграничивая по физическим возможностям. В 1970-х в США и Европе были приняты нормативные акты, благодаря которым началось «внедрение» инвалидов в общество.

Сегодня применяются несколько подходов:

  1. Расширен доступ к образованию: дети-инвалиды имеют право учиться наравне с обычными.
  2. Мейнстриминг: общение «особенных» детей с «обычными» во время праздников и каких-либо мероприятиях.
  3. Интеграция: внедрение детей с нарушениями в обычную школьную программу, не подстраивая последнюю под их потребности. Это относится и к самой школе: здание остается прежним, не приспособленным для всех учеников.
  4. Инклюзия: предполагает полное реформирование школ и программ. Это относится к созданию пандусов, перестройке самих кабинетов, закупке учебников для слабовидящих учеников и т.д.

Сегодня наиболее приемлемым вариантом является последний: он позволяет всем ученикам получить образование, не испытывая при этом трудностей.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

В России для детей с определенными потребностями применяются 3 подхода к обучению:

  1. Дифференцированное в специальных коррекционных школах 1-7 видов. Речь идет о заведениях, полностью приспособленных для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Интегрированное: создание специальных классов в обычных школах.
  3. Инклюзивное: обучение в одном классе и «обычных», и «особенных» детей.

К сожалению, в Москве из 1,5 тысяч школ по программе инклюзивного образования работает менее 50. Самой «старой» и известной является школа «Ковчег»: она была открыта в 1991 году.

Это интересно: второе название инклюзивного образования – включающее: оно «включает» особенных детей в общую систему, не отделяя их.

При переходе на инклюзию отмечаются положительные моменты у всех сторон:

  1. Дети с особенностями активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, получают одинаковое образование, что после даст им возможность спокойно адаптироваться в жизни.
  2. Дети с нормальным развитием учатся принимать инвалидов и общаться с ними, также у них наблюдается повышенная активность и коммуникативные навыки.

Но встречаются и сложности:

  1. У учителей они чаще всего связаны с необходимостью научиться работать с особенными учениками, показать пример другим учащимся, узнать о новых методологических принципах воспитания. Это может вызвать некоторые трудности, но, судя по отзывам самих учителей, они вполне преодолимы.
  2. Подобные же сложности могут возникнуть у «обычных» детей и их родителей. Последние часто опасаются, что программа будет упрощена, чтобы «особенные» дети могли освоить ее. Однако, согласно исследованиям, достижения детей в инклюзивных классах оказываются выше, кроме того, они привыкают терпимо относиться ко всем группам людей.

Принцип инклюзивного образования

В 1994 году были сформированы 8 принципов, на которых строится все обучение.

Они прописаны в «Саламанской декларации о принципах и политике в сфере образования детей с ограниченными возможностями».

Она была подписана представителями более 90 правительств и 25 организаций.

В документе прописаны следующие основные принципы:

    1. Каждый человек думает и чувствует.
Важно понимать: речь идет о том, что инвалидов нельзя считать более глупыми или нечувствительными людьми только из-за их особенностей.
  1. Любой ребенок имеет право на получение образования и поддержание его уровня.
  2. Каждый должен иметь возможность учиться в обычной школе, а школы, в свою очередь, должны предоставить им возможность, например, поставив пандусы.
  3. Каждый ребенок уникален, он имеет собственные интересы, способности и потребности, которые необходимо принимать во внимание при формировании учебной программы.
  4. Школы, нацеленные на инклюзивное образование, являются наиболее эффективными для борьбы с дискриминацией.

В российском законодательстве за инклюзивное образование отвечает Федеральный закон №273 «Об образовании». В нем говорится о том, что все дети должны иметь доступ к образованию.

Инклюзивное образование предполагает вовлеченность в обучение в простых школах не только «нормальных» детей, но и школьников с ограниченными возможностями. Смешанные классы и помощь школы инвалидам помогает бороться с несправедливым отношением к таким детям и учит их адаптироваться в обществе, вести полноценную жизнь.

Смотрите видео, в котором рассказывается об особенностях развития инклюзивного образования в России:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector