Содержание Единого квалификационного справочника должностей работников образования
Единый квалификационный справочник (далее – ЕКС) должностей работников образования представляет собой очень важный документ для руководителей и тех, чья профессиональная деятельность связана с кадровым администрированием.
Если вкратце, то ЕКС представляет собой справочник, к которому обращаются для проведения грамотной тарификации, присвоения разрядов работникам педагогической сферы, а также составления должностных инструкций.
Оглавление:
Общие положения документа
Действующий в настоящее время справочник утвержден приказом Mинистерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н г.
Раздел «Общие положения» позволяет получить следующую информацию:
- Для чего создан настоящий документ. Здесь вы найдете информацию о том, что «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (КХД) ЕКС позволяют урегулировать трудовые отношения и обеспечить качественный менеджмент в разного рода образовательных учреждениях, составить должностные инструкции и прочие нормативные документы для педагогической организации.
- Что включает в себя квалификационная характеристика должности:
- должностные обязанности;
- что работник должен знать;
- какие требования предъявляются к квалификации.
Детальная проработка нормативных документов очень полезна, в частности, тщательно продуманный перечень должностных обязанностей сможет защитить руководителя от возможных трудовых споров.
Примечательно, что при наличии четких требований к квалификации для каждой из профессий, в ЕКС обозначено, что сотрудник который не имеет специальной профессиональной подготовки, либо подтвержденного стажа работы, но имеющий необходимый практический опыт при качественном и полном выполнении трудовых функций может быть назначен на соответствующую должность.
Руководителям следует обратить внимание на этот пункт, так как это существенно поможет сформировать кадровый резерв внутри действующего коллектива. Вопрос о недостаточном профессиональном уровне сотрудника всегда можно решить, отправив его на необходимые курсы.
Основные положения раздела КХД
Основные положения этого документа представляют собой трехуровневый классификатор должностей:
- Руководители.
- Педагогические работники.
- Учебно-вспомогательный персонал.
Внутри каждой категории прописаны определенные должности с четким указанием должностных обязанностей, что данное лицо должно знать, требования к квалификации.
Далее рассмотрим более подробно каждое из трех направлений этой классификации.
Должности руководителей
Здесь следует выделить:
- Руководитель (директор, заведующий, начальник). Должностные обязанности включают в себя все, что связано с выполнением общего руководства учреждением, основанном на соблюдении требований Законодательства и обеспечением административно-хозяйственно деятельности учреждения. Должен знать руководитель образовательного учреждения все, что связано с законодательной базой, регламентирующей образовательную деятельность, а также принципы психологии детского развития, педагогику, основы физиологии ребенка. Требования к квалификации стандартно указывают на необходимость высшего образования и знании основ менеджмента.
- Заместитель руководителя в большей степени нацелен на осуществление оперативного контроля, поэтому обязанности связаны с планированием процесса, оперативным контролем.
- Руководитель структурного подразделения в рамках образовательного учреждения осуществляет руководство лабораторией, кабинетом, секцией. Его обязанности связаны напрямую с осуществлением текущего планирования и контроля, а также с перспективным планированием.
- Старший мастер отвечает за осуществление руководства практическими занятиями. Его обязанности напрямую связаны с обеспечением эффективности этого процесса.
Далее в списке КХД следуют должности педагогических работников. Их следует относить к категории специалистов:
- Учитель. Должностные обязанности напрямую связаны с осуществлением функций обучения и воспитания. Учитель должен знать законы, которые регламентируют образовательную деятельность, а также детскую педагогику, психологию, физиологию. Требования к квалификации: здесь следует отметить отсутствие обязательного требования к наличию высшего образования, но сделан упор на необходимость педагогического, либо образования в той области, которая соответствует преподаваемому предмету.
- Преподаватель. По сравнению с учителем, упор при описании должностных обязанностей сделан на необходимость организации самостоятельной работы учащихся.
- Педагог-организатор. Данный специалист должен содействовать развитию личности учащегося, его талантов.
- При описании обязанностей социального педагога сделан упор на осуществление воспитательной функции в рамках микросреды. Следует отметить, что социальный педагог занимается выявлением конфликтных ситуаций хотя традиционно мы воспринимаем это как работу психолога.
- Должностные обязанности тьютора направлены на выстраивание индивидуальной работы с учащимися по выявлению и развитию их познавательных интересов.
- Старший вожатый занимается развитием воспитанников с учетом принципа добровольности и интересов.
- Педагог дополнительного образования развивает творческие способности, творческую деятельность учащихся.
- Музыкальный руководитель занимается развитием музыкальных и способностей, эстетического восприятия.
При желании можно более подробно прочитать об остальных КХД в ЕКС, где представлен полный реестр должностей категории педагогических работников.
Должности учебно-вспомогательного персонала
К данной категории следует относить служащих, чья деятельность не связана напрямую с осуществлением функций обучения и воспитания, но способствует успешному осуществлению этой задачи.
Например, это младший воспитатель, помощник воспитателя и т.д.
В заключении следует сказать, что ЕКС, равно как и тарифно-квалификационный справочник (для рабочих должностей) позволяет систематизировать профессиональную деятельность работников и существенно облегчает управление персоналом.
Смотрите практическое видео о том, как заполнить справочник должностей:
Добавить комментарий