275-ФЗ О государственном оборонном заказе
Главным нормативным документом в сфере регулирования государственного оборонного заказа является Федеральный закон № 275-ФЗ.
Его положения определяют порядок подготовки, размещения и фактическое выполнение гособоронзаказа. В статьях закона прописаны основы регулирования, методы определения цен на услуги и товары, ответственность и пр.
Оглавление:
Что такое государственный оборонный заказ
Согласно ст. 3 Закона, государственным оборонным заказом (ГОЗ) признается поручение от имени государства организации (предприятию, учреждению) поставить товары, выполнить работы или оказать услуги для целей сохранения уровня безопасности и обороноспособности страны.
Поручение на выполнение продукции дается посредством выбора через закрытые или открытые торги, аукционы, тендеры и пр. Заказчик заключает с победителем договор на поставку товаров, выполнение работ.
В роли заказчика выступают уполномоченные органы, перечень которых определяется Правительством РФ.
Учитывая узкую специализацию предприятий оборонного производства, для них может вводиться режим обязательного привлечения сторонних организаций для выполнения ГОЗ.
В последней редакции закона от 29.07.2017 г. контролирующий орган ведет реестр организаций, привлеченных к административной ответственности за уклонение или отказ от заключения договора на оборонный заказ.
275 ФЗ
Действие Закона направлено на регулирование взаимодействия в области ГОЗ:
- Порядок формирования, принятия и размещения госзаказов.
- Права и обязанности заказчика и исполнителей.
- Банковское сопровождение контракта.
- Методы определения цен и их виды.
- Государственный контроль, включающий порядок проведение проверок, предоставления информации, функции и полномочия соответствующего госоргана.
- Рассмотрение дел по нарушениям закона о госзаказе.
Закон содержит следующие принципы определения цены:
- для всех участников соблюдается равные права и условия;
- уменьшение затрат при выполнении заказа;
- получение дохода;
- подтверждение всех затрат исполнителя;
- предупреждение коррупции.
Как работать с гособоронзаказом
Организация, выполняющая оборонный заказ, обязана вести раздельный бухгалтерский учет, обособлено учитывать доходы и расходы по каждому контракту.
Если выполнением ГОЗ заняты не все работники предприятия, то для них ведется отдельный табель.
Когда контрактов несколько, каждому присваивается уникальный код, по которому определяется сам ГОЗ и платежи по нему.
Исполнителем открывается спецсчет. Согласно разъяснениям, все расходы по контракту ведутся только через такой счет. В распоряжении для перечисления сумм указывают код контракта.
Основной исполнитель может привлекать к работе дополнительные организации и заключать с ними договоры. Стоит учесть, что все исполнители по одному заказу объединяются в кооперацию, что облегчает контроль для Заказчика.
Исполнитель производит товары (работы, услуги) и поставляет их Заказчику. После происходит оплата и возмещение организации понесенных расходов на сырье. Возмещение обязательно должно быть согласовано в контракте и устанавливаться в пределах цены заказа.
Учитывая комментарии, финансово-хозяйственная деятельность по оборонному заказу должна закрепляться в учетной политики организации:
- распределение расходов на подготовку, сырье, производство, транспорт и пр.;
- порядок учета затрат на специальные услуги или работу;
- решение о необходимости образования ремонтного фонда;
- общехозяйственные затраты.
Перечень уполномоченных банков по ГОЗ
Все исполнители ГОЗ должны работать через специальный счет в банке. Счет открывается в уполномоченном банке, который определяется основным исполнителем заказа.
Основной целью создания системы уполномоченных банков является перечисление средств исключительно по контракту гособоронзаказа.
Сегодня в список таких банков входят:
- Сбербанк;
- ВТБ;
- Газпробанк;
- Россельхозбанк;
- АКБ «Новикомбанк»;
- Банк «Санкт-Петербург» и пр.
Изменения списка публикуются на официальном сайте Центробанка.
Основными критериями включения в список банков являются:
- Доля государственного участия 50 и более процентов.
- Уставной капитал от 100 млрд. рублей.
- Широкая сеть представительств.
Заключение
Итак, деятельность организации по выполнению ГОЗ регулируется специальными нормами права, при несоблюдении которых установлена ответственность. Открытие спецсчета, раздельный бухучет, своевременное исполнение обязательств по контракту принесет прибыль и не приведет к нарушению закона.
Смотрите видео, в котором разъясняются особенности работы с гособоронзаказом в 2018 году:
Мы субподрячики, контракт в рамках гособоронзаказа, можем ли мы со спецсчета выполнить ремонт офиса в сумме не привышая 3млн руб.?