Росреестр — полномочия и функции организации
В целях упрощения регистрации недвижимости был создан Росреестр, по-другому называемый Федеральной службой кадастра и картографии.
Это государственная организация, в ведении которой находятся многие вопросы, касающиеся учёта объектов недвижимости, прав субъектов на них и сделок, заключённых между ними.
Разберём далее, как образовалось данное ведомство, с какой целью, и какие функции на него возложены.
Оглавление:
Что такое Росреестр и чем он занимается
Росреестр является государственным ведомством, в задачи которого входит:
- Госрегистрация прав субъектов (юридических и частных лиц) на недвижимость.
- Учёт всех сделок, касающихся приобретения и отторжения недвижимого имущества (наследования, купли-продажи, аренды и т.п.).
Это касается как коммерческих, так и жилых объектов.
Создан Росреестр был ещё в 2004 году, для чего был издан специальный Указ, подписанный Президентом РФ. Переименован в «Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии» был в 2008 году.
По факту, данный орган исполнительной власти объединил в себе три, ранее независимых друг от друга ведомства:
- Федеральная регистрационная служба (иначе – Росрегистрация). Это был орган, являющийся прямым предшественником Росреестра.
- Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография).
- Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).
Две последние инстанции были упразднены уже с 1-го марта 2009 года, а их функции переданы Росреестру. В результате проведённой реформы многие процессы были упрощены.
К примеру:
- выдача и восстановление документации на недвижимость;
- проведение сделок с недвижимостью;
- регистрация объектов, полученных по праву наследования;
- постановка земельных участков на кадастровый учёт и пр.
Если ранее все эти операции требовали посещение, сбор и подачу документации в трёх разных инстанциях (которые в пределах населённого пункта могли находиться на разном расстоянии друг от друга, что ещё более осложняло процесс), то теперь вся процедура проводилась в единственном отделении. А повсеместное распространение МФЦ ещё более упростило людям жизнь.
Функции и задачи Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии
Полномочия Росреестра определены в Положении «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».
Конечный список обязанностей данного ведомства можно свести к ряду функций:
- Контроль за землеустройством.
- Отслеживание работы госфонда данных о недвижимом имуществе в РФ.
- Проведение экспертиз правоустанавливающих документов, поданных в ведомство.
- Регистрация всех сделок с недвижимостью, учёт лиц, владеющих объектами (приём и рассмотрение документов, выдача свидетельств и т.п.).
- Ведение Единого госреестра прав на недвижимость и сделок с ней.
- Создание и внесение изменений в госкадастр недвижимости и госреестр кадастровых инженеров (плюс – саморегулируемых организаций, осуществляющих оценку объектов).
- Проведение мониторинга ЗУ (кроме земель с/х назначения).
- Предоставление сведений о зарегистрированных объектах и их собственниках по запросу граждан и уполномоченных лиц.
- Лицензирование деятельности, касающейся недвижимого имущества (геодезической, картографической и т.п.).
- Организация государственной кадастровой оценки ЗУ.
- Ведение топографических карт и планов различного формата.
- Создание, ведение и контроль за местными отделениями Росреестра.
- Ведение и обновление сведений в информационных системах (как бумажных архивов, так и электронных баз данных).
Специфика работы сотрудников Росреестра обязывает их при необходимости организовывать выездные приёмы в населённых пунктах по запросу жителей. Для удобства постановки на учёт и получения сведений об интересующей недвижимости был создан сайт Росреестра.
В итоге, помимо регистрации, хранения информации постановки на учёт и выдачи правоустанавливающих документов, данная инстанция ещё выступает в качестве лицензирующего органа.
Стоимость платных услуг составляется в соответствии с положениями ГК, ЗК и НК РФ.
Руководство и структура Центрального аппарата
Структура организации состоит из:
- Центрального (главного отделения, расположенного в Москве).
- Территориальных подразделений, осуществляющих деятельность в рамках конкретных населённых пунктов.
Главными уполномоченными лицами в Центральном отделении Росреестра являются:
- Руководитель, который назначается Правительством РФ. Представить кандидата к должности может глава Минэкономразвития.
- Руководитель определяет количество своих заместителей и помощников. Они также назначаются главой Минэкономразвития, но по представлению самого руководителя Росреестра.
Центральный аппарат включает в себя отделы, которые занимаются разными, узконаправленными задачами:
- общим, материально-техническим и правовым обеспечением;
- финансовым обеспечением;
- персоналом организации;
- защитой гостайны;
- мониторингом и контролем за недвижимыми объектами;
- землеустройством и кадастровой оценкой;
- осуществлением геодезической экспертизы, ведением картографии;
- регистрации прав собственников и ведением единой базы данных правообладателей;
- эксплуатацией информационных систем и техники;
- земельным надзором;
- контроль и надзор за саморегулируемыми организациями;
- предоставление сведений о собственниках и недвижимом имуществе.
Структура и количество должностных лиц в территориальных подразделениях определяется в локальных нормативно-правовых актах, а также исходя из конкретных условий деятельности (размер населённого пункта, в пределах которого осуществляются полномочия, условий рынка недвижимости и т.п.).
Подведомственные организации
В подчинении у Росреестра находятся:
- Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии. Благодаря ей Росреестр осуществляет свои функции по регистрации, постановки на учёт недвижимости, сделок с ней и новых владельцев.
- Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных. Она занимается преимущественно разработкой мер по улучшению отрасли.
В особых случаях Росреестр осуществляет свою деятельность совместно с иными властными и общественными структурами, компетенции которых были затронуты, а также при согласовании с отдельными хозяйствующими субъектами.
Тесное взаимодействие Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии осуществляет с несколькими Министерствами:
- образования и науки;
- обороны;
- сельского хозяйства;
- связи и массовых коммуникаций и т.д.
Отметим, что сам Росреестр контролируется и отчитывается перед Минэкономразвития РФ. До 2008 года он подчинялся Министерству Юстиции.
Г Ногинск. Сколько время не могу получить выписку о переходе права,наш росреестр не принимает граждан в связи с пандемией,кормят ожиданиями,хотя все бумаги предоставлены,а дело не требует отлагательства.Как можно повлиять на их работу,прошу помощи.